Гора Ехе Ёрдой (гора Ёрд)

Гора Ехе Ёрдой (гора Ёрд) находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анга в 8 км от пос. Еланцы. В небольшой ровной долине, окруженной с трех сторон горами, а с четвертой озером Байкал, высятся две сопки Ёрд. Одна называется Ехэ Ёрд (Большая Ёрд) - холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40-42 м над поймой долины, ее окружность - семьсот шагов, другая - Бага Ёрд (Малая Ёрд высотой 12 м).

М.Н. Хангалов пишет в своем полевом дневнике в 1908 г., что «прежние буряты во время облавных охот вокруг Большого Ёрд устраивали большой праздник хатарха». Вокруг горы устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, в котором, одновременно участвовало более 700 человек. Обязательное условие для праздника – замкнуть круг танцующих, взявшись за руки. В случае же, если собиралось меньше народа и круг вокруг горы не замыкался, то игры отменялись или проводили кое-как; считалось, что состоялся плохой наадан (муу наадан болоо) и поэтому нет гарантии, что год будет хорошим.

По рассказам жителей, в отдельные годы количество танцующих было так велико, что образовывали 3-4 круга вокруг сопки, а во время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви.

Сохранилось предание об устилании этой горы шкурками белых ягнят – предание о богаче Даагае, который владел таким несметным количеством овец, что даже не знал им счета. Чтоб хоть приблизительно знать сохранность своих овец, он загонял их на большой остров Анги. Если овцы заполняли весь остров без остатка, то он определял, что скот его не уменьшился. В дни игрищ Даагай выносил из своих амбаров шкурки белых ягнят и покрывал им всю священную гору Ёрд, отчего она становилась белоснежной.

Белоснежная шкура ягнят имела ритуальное значение у бурят, особенно хоринцев. Когда весной перелетные птицы пролетали над стойбищами, женщины выбегали на улицу с подойником. На дно наливали немного молока, сметаны или какой-нибудь кисломолочный продукт и закрывали подойник шкурой белого ягненка. Брызгали навстречу птицам молоко и после этого ведром делали перед собой вращательные движения и произносили заклинание: «а хурый, а хурый, а хурый!» (приди, приди, приди!). Обряд назывался «далга абалга» (приманивание счастья, богатства) или «хэшэг хурылха» (получение небесной благодати).

По воззрениям хори-бурят, прародительница хоринцев белая лебедь - на своих крыльях приносила лето, богатство, процветание и счастье для своих земных потомков. Белые шкурки ягнят, которыми покрывали Ёрдынскую гору, по-видимому, имели такое же ритуальное значение, как и в обряде приманивания счастья и небесной благодати при весеннем прилете птиц.

Ёрдынские игры вновь состоялись летом 2000 года почти после столетнего перерыва. В них приняли участие представители всех родов и племен Усть-Ордынского, Агинского округов, Республики Бурятия. Такие игры решено проводить каждые 5 лет. 

Огромное значение горы Ёрд в традиционном бурятском шаманизме подчеркивает исследователь Д.С. Дугаров. Культ горы Ехе-Ёрд носил скотоводческий характер. Ее расположение в близости к Байкалу объясняется с точки зрения древнебурятской (курыканской) мифологии: в Байкале обитает главный из духов-хозяев (Уhан-хатов) больших рек и озер, которому люди молятся и приносят жертвоприношения. С горой также связано мифологическое представление бурят о верховном боге-творце Айа и его супруге – богине земли Ёрд. Гора является обителью бога Айа.

Озеро Байкал